Самоуправляемые автомобили

Самоуправляемые автомобили сегодня уже никого не удивляют. Да, они не ездят по дорогам городов, часами простаивая в пробках, и не продаются в автосалонах со скидкой, по случаю Нового года. И все же они есть и не далек тот день, когда они поступят в серийное производство.
Что же заставляет экспертов осторожно высказываться по поводу этого изобретения? Нехватка знаний и опыта, человеческий фактор, как всегда стоит на пути прогресса.
Подобные технологии с успехом применяются в авиации уже на протяжении более сотни лет (первый автопилот был испытан в 1912 году). Существуют системы автопилотов для водного транспорта, а вот сухопутные перевозчики пока отстают. Слишком много препятствий, нестандартных ситуаций, да и высокие скорости играют не последнюю роль.
Трудность заключается в передаче управления от водителя компьютеру и обратно. Особенно обратно. Если это происходит в штатной ситуации, то, разумеется, все будет происходить согласно определенному протоколу, но если нет, могут возникнуть проблемы.
Вернемся к авиации. Современные лайнеры оснащены такой совершенной системой автопилотирования, которая может осуществлять, в том числе, и сложные операции, например, взлет-посадку. Однако, участие человека в эти моменты обязательно. Пилот корректирует движение, согласно своим наблюдениям и опыту. Создается некий симбиоз машины и человека.
Но как это применимо к автомобилям? Человек за рулем постоянно сосредоточен на дороге. Он автоматически отмечает про себя разметку, указатели, оценивает окружающих его водителей и их стиль управления автомобилем.
Самоуправляемые автомобили 2Вот впереди юноша, на старенькой Мазде. Едет рывками, гормоны требуют скорости, а ситуация не располагает. От него надо держаться подальше, впрочем, как и от маршрутки справа. Это, как известно, «транспортное средство повышенной опасности».
А в это время пассажир, сидящий рядом, успел отправить десяток смс-ок, проштудировать обновления в соцсетях и зачесть вслух отдельные цитаты. Ему не нужно наблюдать за дорогой, его руки и голова свободны, он НЕ принимает решения.
Что будет если их внезапно поменять местами? Самоуправляемый автомобиль едет сам, до тех пор, пока не возникнет нештатная ситуация и компьютер не решит перейти в режим ручного управления. Оператор (язык не поворачивается сказать водитель) должен быть готов принять управление. Для этого понадобятся определенные навыки, как у летчиков. То есть, изменится, сама концепция вождения, появится совершенно иной стереотип поведения за рулем. Но смогут ли, вернее сказать, захотят ли перестроиться многоопытные водители или они предпочтут водить свои развалюшки, нежели переучиваться?

Ответить